В россии объединят пфр, фсс и фомс?16.01.2018. Правительство после выборов займется реформой пенсионного фонда Размер социальных взносов в ПФ РФ
В 2019 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян увеличатся на 279 миллиардов рублей и составят 7,15 триллиона рублей. А расходы на социальные выплаты вырастут на 11,8 миллиарда рублей и составят 981 миллиард рублей.
Проект бюджета Пенсионного фонда России предусматривает увеличение страховых пенсий с учетом временного изменения порядка их индексации. Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, будет проведена в соответствии с действующим пенсионным законодательством с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера за 2018 год.
Так, страховые пенсии, включая фиксированную выплату, неработающих пенсионеров с 1 января 2019 года будут увеличены на 7,05 процента, что выше показателя прогнозной инфляции на 4 процента. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 5 336,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла – 87,24 рублей (в 2018 году – 81,49 рубля). В 2019 году среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей (161,3 процента к прожиточному минимуму пенсионера), а к 2020 году увеличатся до 15,5 тысяч, сообщил председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2019 года будут повышены работающим и неработающим пенсионерам на 2,4 процента. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии вырастет до 9 195 рублей (103,7 процента к прожиточному минимуму пенсионера). Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства первой группы составит 12 730 рублей.
Как и раньше, в 2019 году в России не будет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП), установленного в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня ПМП. В условиях возможного снижения ПМП в регионе предусмотрено сохранение общего размера материального обеспечения неработающих получателей федеральной социальной доплаты на уровне не ниже 31 декабря 2018 года. На эти цели в бюджете Пенсионного фонда России заложено 94,5 миллиарда рублей.
В соответствии с проектом бюджета 14,7 миллиардов рублей планируется направить на выплату средств пенсионных накоплений в виде накопительной пенсии, срочной и единовременной выплат.
С 1 февраля 2019 года размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники, будут проиндексированы на прогнозный уровень инфляции в 2018 году – 2,5 процента. Пенсионный фонд направит на выплату ЕДВ 450,6 миллиарда рублей.
Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1,2 тысяч рублей в месяц, при этом неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5,5 тысяч рублей. Расходы на эти выплаты в 2018 году запланированы на уровне 73,2 миллиарда рублей.
В 2019 году Пенсионный фонд продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский капитал, а также выплату его средств. По этому направлению в бюджете Пенсионного фонда предусмотрено 341,4 миллиарда рублей. Размер материнского капитала в следующем году останется не изменным и составит 453 026 рублей.
Бюджет Пенсионного фонда на 2019 год сбалансирован по доходам и расходам, в части, не связанной с формированием пенсионных накоплений, доходы и расходы ведомства запланированы в размере 8 236 миллиардов рублей. В части, связанной с формированием пенсионных накоплений, расходы бюджета превышают доходы на 106,6 миллиарда рублей, что объясняется переводом средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с выбором застрахованного лица. Покрытие этих средств будет обеспечено за счет пенсионных накоплений, находящихся в государственной и частных управляющих компаниях, размер которых оценивается по состоянию на 1 января 2018 года в 1 111,2 миллиарда рублей.
Общий объем доходов бюджета Пенсионного фонда в 2019 году запланирован в размере 8 333,3 миллиарда рублей, что составляет 8,6 процента ВВП Российской Федерации. По расходам бюджет Пенсионного фонда России сформирован в сумме 8 439,9 миллиарда рублей, что составляет 8,7 процента ВВП Российской Федерации.
Основным видом пенсий в России в 2019 году по-прежнему будет страховая пенсия. Численность ее получателей составит более 40 миллионов человек. Еще почти 3,7 миллиона человек – получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В 2019 году Пенсионный фонд России продолжит выделять субъектам субсидии на реализацию социальных программ в части строительства, реконструкции и ремонта социальных учреждений для граждан старшего поколения и инвалидов, развития их материально-технической базы, а также на обучение пенсионеров компьютерной грамотности. Субсидии выделяются на условиях софинансирования расходов на реализацию социальных программ регионами РФ. На эти цели в бюджете Пенсионного фонда на 2019 год предусмотрен один миллиард рублей.
В пенсионной системе России в 2018 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров.
Новое в пенсионной системе
Повышение пенсий и социальных выплат
Несмотря на то, что страховые пенсии увеличиваются на уровень фактической инфляции за прошлый год, в 2018 году пенсии вырастут выше уровня инфляции 2017 года. Уже с 1 января 2018 года, а не с февраля, как было раньше, страховые пенсии неработающих пенсионеров вырастут на 3,7%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла – 81,49 рубля. В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей, у неработающих пенсионеров – до 14 329 рублей.
С 1 февраля на уровень инфляции 2017 года будут проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, будут повышены с 1 апреля на 4,1%. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии вырастет до 9 045 рублей. Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства первой группы составит 13 699 рублей.
У пенсионеров, которые работали в 2017 году, в августе 2018 года вырастут страховые пенсии – ПФР проведет традиционную беззаявительную корректировку страховых пенсий.
При этом, как и раньше, в 2018 году в России не будет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня ПМП.
Все расходы по социальным и пенсионным обязательствам Пенсионного фонда финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.
Назначение пенсий
По пенсионной формуле, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию по старости в 2018 году необходимо иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных баллов.
Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2018 году, составляет 8,7.
Ожидаемый период выплаты при расчете накопительной пенсии в 2018 году составляет 246 месяцев. Этот параметр используется только для определения размера накопительной пенсии, сама же выплата пенсии – пожизненная.
Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома – заявления о назначении пенсии можно подавать через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или портал госуслуг, там же можно изменить доставщика пенсии.
Основным видом пенсии в России в 2018 году по-прежнему будет страховая пенсия. Численность ее получателей в 2018 году – 40,35 млн человек. Еще 4 млн человек – получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Новый вид пенсии
С 2018 года в России вводится новый вид пенсии – социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Причиной появления нового вида пенсии стало то, что дети, родители которых неизвестны, или, проще говоря, «подкидыши», были изначально поставлены в неравное материальное положение по сравнению с детьми-сиротами – поскольку не имели права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.
По предварительным данным эта пенсия может быть установлена порядка четырем тысячам «подкидышей».
Возобновление индексации пенсии после увольнения
Напомним, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета проводимых индексаций. Когда пенсионер трудовую деятельность прекращает, он начинает получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы.
В 2016 и 2017 году возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходило спустя три месяца с даты увольнения. С 2018 года эта процедура тоже будет занимать три месяца, но они будут пенсионеру компенсированы.
Выплата полного размера пенсии будет реализована следующим образом. К примеру, пенсионер уволился с работы в марте. В апреле в ПФР поступит отчетность от работодателя с указанием того, что пенсионер еще числится работающим. В мае ПФР получит отчетность за апрель, в которой пенсионер работающим уже не числится. В июне ПФР примет решение о возобновлении индексации, и в июле пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца – апрель, май, июнь. То есть пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.
Формирование пенсионных накоплений
Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2018 год. В очередной раз напомним – это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6% страховых взносов, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, направляются на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, участвуют в формировании пенсии в полном объеме.
Мораторий никак не влияет на возможность перевода пенсионных накоплений в управляющие компании или из одного пенсионного фонда в другой по желанию гражданина. Но нужно помнить, что менять пенсионный фонд чаще раза в пять лет невыгодно, так как этот шаг уменьшает накопленный инвестиционный доход.
Итоги переходной кампании за 2017 год по переводу пенсионных накоплений как всегда будут подведены к концу I квартала 2018 года.
Материнский капитал
В программу материнского капитала со следующего года будет внесен ряд значимых дополнений.
Во-первых, семьи с низким доходом, в которых с 1 января 2018 года появится второй ребенок, смогут получать ежемесячную выплату из средств материнского капитала. Под низким доходом семьи понимается доход, который не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Размер выплаты тоже зависит от региона – он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. Если семья обращается за выплатой в 2018 году, ее размер составит прожиточный минимум для детей за II квартал 2017 года.
Во-вторых, снимается трехлетний мораторий на распоряжение материнским капиталом на дошкольное образование детей.
Возможность вступления в программу материнского капитала продлена до 31 декабря 2021 года. То есть для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2021 года. При этом само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.
Остальные направления использования материнского капитала остаются теми же: улучшение жилищных условий, оплата образовательных услуг для детей, формирование будущей пенсии мамы и оплата товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Подать заявление на получение сертификата и распоряжение его средствами можно через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или портал госуслуг.
Размер материнского капитала в 2018 году не изменится и составит 453 тыс. рублей.
Электронные сервисы ПФР
Клиентские службы Пенсионного фонда всегда готовы принять всех желающих, но ПФР сделал так, что сегодня большинство его услуг можно получить через интернет – не выходя из дома. Цель ПФР – чтобы людям вообще не надо было приходить в клиентские службы для подачи заявления на госуслугу ПФР.
Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд сегодня предоставляет в электронном виде, объединены в портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, нужно быть зарегистрированным на едином портале государственных услуг gosuslugi.ru. Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.
Также рядом услуг Пенсионного фонда можно воспользоваться через бесплатное приложение ПФР для смартфонов, доступное для платформ iOS и Android.
В 2018 году Пенсионный фонд продолжит расширять услуги в электронной форме, поэтому перед походом в ПФР все же зайдите на сайт Фонда – с большой долей вероятности вы сможете решить свой вопрос не выходя из дома.
Если вы еще не зарегистрированы на едином портале госуслуг, то с регистрацией вам также помогут в клиентской службе ПФР. Практически во всех клиентских офисах ПФР можно подтвердить свою учетную запись на портале госуслуг.
- Расскажите об этом своим друзьям!
Сейчас функционирует очень много сервисов, которые могут помочь сориентироваться в предложениях МФО. Один из тех, на которые стоит обратить внимание, информационный портал frombanks.ru. Здесь сосредоточено мн...
Счетная палата России предлагает объединить государственные внебюджетные фонды, в частности Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) в единый государственный внебюджетный фонд. Об этом заявила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова , выступая на IX Гайдаровском форуме.
По ее словам, нужно "исключить необходимость создания параллельных информационных систем всеми тремя государственными внебюджетными фондами". "Ресурсы, которые они затрачивают на информатизацию, достаточно большие", — отметила Голикова. "Мы рискуем предложить рассмотреть вопрос о создании единой организационной структуры — единого государственного внебюджетного фонда, который объединил бы все эти фонды", — цитирует ее ТАСС.
Глава Счетной палаты указала, что по опыту большинства подобных институтов в мире объединенный фонд обязательного социального страхования должен стать уникальной управленческой структурой, находящейся не в государственной, а в публичной собственности. "Часть бюджета этого фонда, а именно страховые взносы, администрирует ФНС, и она таким администратором останется", — пояснила она. "Речь идет о распределении тех ресурсов, которые поступают в качестве доходной части", — добавила Голикова. "Мы полагаем, что такая форма должна найти отражение в Гражданском кодексе", — заявила председатель Счетной палаты.
Голикова считает, что создание объединенной структуры поможет построить управление принципиально новым социальным страховым фондом на основе социального партнерства, повысит прозрачность его работы, а также повысит уровень доверия населения.
Также председатель Счетной палаты сообщила, что в настоящее время государственные внебюджетные фонды администрируют 143,8 млрд рублей. Эти средства полностью обеспечиваются страховыми взносами.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" один из авторов инициативы, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов , при воплощении в жизнь данной инициативы потребуется определенный переходный период, который продлится минимум десять лет.
"В рамках этого периода необходимо провести для начала ревизию существующих в России систем страхования, поскольку сейчас у нас слишком разноплановая схема. Есть лица, за которых уплачивают взносы в соответствии с полным тарифом; это касается и медицинского, и пенсионного, и социального страхования. А есть отрасли, в отношении которых необоснованно действуют определенные льготы, которые потом не покрываются федеральным бюджетом, что в значительной степени ухудшает возможности реализовывать социальные права граждан", — поведал эксперт.
По его словам, поэтому необходимо создать единую базу учета лиц, в отношении которых эти фонды оказывают официальные услуги, то есть работающих и неработающих граждан. "Такой фонд позволит в будущем сформировать гибкий формат участия различных групп населения, которые сейчас в системе социального страхования по разным причинам не участвуют. Например, речь идет об индивидуальных предпринимателях, которые не оформляют свой статус, фактически работают в сетевой занятости, но хотели бы получать полный пакет социальных услуг в виде пенсионного обеспечения, страхования болезней. Однако на сегодняшний день существующая система не предоставляет им льготных возможностей уплаты взносов. А можно было бы это сделать без оформления юридического лица, посредством прямого внесения денег в кассы, с последующим распределением", — пояснил автор инициативы.
"Таким образом, Россия переходит в совершенно другой формат занятости, экономики, где люди смогут передвигаться между различными отраслями, видами экономической деятельности, между регионами: создание единой базы данных позволит реализовать право гражданина получать услуги одного качества во всех субъектах РФ, особенно это касается медицинского страхования", — отметил проректор Академии труда и социальных отношений.
Александр Сафонов обратил внимание на гибкость новой системы, которая позволит обеспечить права разных категорий населения. "Ведь для кого-то более важно медицинское страхование, а для кого-то — пенсионное, для кого-то — страхование на случай временной нетрудоспособности. Объединение фонда, создание единого резерва позволит в будущем сформировать такой же подход, как существует при автостраховании КАСКО: человек сам выбирает определенный объем сверх минимально обусловленного по закону, дополнительные гарантии, которые могут возникать в результате перераспределения средств", — сообщил он
"Например, вы ведете какой-то бизнес и считаете, что ваше имущество, которое вы по окончании этой деятельности продадите или сдадите в аренду, позволит вам иметь достаточно хороший доход. Но в то же время, например, вас беспокоит ваше здоровье. И вы в большей степени хотите, чтобы ваши средства, которые вы вносите в объединенный фонд, перераспределялись в целях защиты вас или ваших близких от всякого рода заболеваний. В рамках объединенного фонда такие движения, такое перераспределение можно и нужно осуществить. Это сделает систему более гибкой, более прозрачной, а самое главное, — еще и позволит сократить расходы на ведение дел, ведь сегодня по факту существует три административных офиса, перекрывающие друг друга, а это три разные формы отчетности, три разные учетные базы", — указал эксперт.
"Объединенный фонд позволит в принципе отказаться от услуг страховых компаний и сэкономить еще 40 млрд рублей в год в этих целях", — заключил Александр Сафонов.
В обязанности работодателей входит ежемесячное перечисление взносов на страхование на счет Пенсионного фонда. Они также должны предоставлять отчетность в ПФР по таким взносам, а также информацию о персонифицированном учете на каждого подчиненного . Какой формы должен быть отчет ? Какой порядок его предоставления предоставлен законодательством? Об этом далее.
Кому необходимо отчитываться
Отчитываться обязаны все работодатели, которые выплачивают работникам заработную плату или иной вид вознаграждения.
Отчетность в Пенсионный фонд обязаны передавать:
- Индивидуальные предприниматели.
- Организации.
При этом количество подчиненных не имеет значения. Даже в случае, когда в штате числится один сотрудник, с которым подписан трудовой договор или соглашение гражданско-правового характера, где содержатся пункты о страховании.
Чтобы отчитываться, страхователю требуется пройти регистрацию в . Предоставлять эти данные нет необходимости предпринимателям, в которых нет наемных сотрудников.
Важно! Правительство избавило необходимости сдавать отчетность самозанятой категории населения. Речь идет об адвокатах, нотариусах, индивидуальных предпринимателях, у которых нет подчиненных , и т. п.
Какой порядок предусмотрен для сдачи отчетности
Правительство разработало несколько форм документов, которые применяются для передачи информации о своих подчиненных в орган ПФР. Предоставлять данные Законодатель требует в определенные временные рамки.
Для этой цели предусмотрены следующие формы:
- Бланк РСВ -1, который применяется для ежеквартальных отчетов по взносам на страхование в ФОМС и ПФР ;
- Бланк РСВ-2, по которому производить отчетность обязаны главы фермерских и крестьянских хозяйств;
- Бланк СЗВ-М , что предназначен для ежемесячных отчетностей по каждому наемному гражданину.
Предоставлять заполненные бланки необходимо в определенные законодательством сроки. В противном случае страхователю будут предъявлены штрафные санкции.
Какую форму отчетности использовать
Начиная с 2014 года, работодатели обязаны передавать отчеты на каждого своего сотрудника, используя единую форму отчетности . Если сравнивать старый и новый бланк отчетности , то второй обладает следующими преимуществами:
- сократился объем предоставляемой информации;
- недопускаются несоответствия между сведениями по взносам на страхование, предоставляемыми работодателем, а также информацией по персонифицированному учету .
Новая форма содержит все данные о перечислении взносов, но накопительная и страховая части не выделяются.
Второй раздел документа содержит новый подраздел № 4. В нем требуется вписать данные о перечислении взносов по дополнительным тарифам, что зависят от результатов выполнения оценки условий труда.
Внимание! Оценка трудовых условий, начиная с 2014 года, осуществляется раз в год. До этого времени необходимо учитывать аттестационные результаты трудовых мест.
В документе не нужно вписывать размеры оплаченных взносов в индивидуальных сведениях.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Ежемесячная форма для отчетности в 2019 году
С апреля прошлого года начала действовать новый бланк для составления отчетности
.
Согласно данному документу страхователь должен предъявить отчетность о своем наемном лице, с которым заключил трудовое соглашение. Отмечать также необходимо граждан:
- которые проходили испытательный срок;
- которые трудились по совместительству;
- которые находились в декретном отпуске;
- которые были уволены, но в течение отчетного месяца проработали определенное время.
В новом бланке отчетности включена следующая информация о застрахованном гражданине:
- Полностью ФИО лица.
- ИНН (если имеется).
В какие сроки следует предъявлять отчеты
Работодатели обязаны передавать заполненные бланки отчетов в территориальные органы Пенсионного фонда каждый квартал, то есть 4 раза в год.
Отчет должен быть предъявлен в орган до 15 числа второго календарного месяца, который следует за отчетным сроком. Такой срок предусмотрен для тех работодателей, что отправляют отчетность в бумажном виде.
Внимание! Страхователи имеют также возможность составлять электронную форму документа. Ее передача в ПФР осуществляется до 20 числа второго месяца, который следует за отчетным сроком.
Кроме того, если в работодателя работает больше 25 сотрудников, то электронный бланк в обязательном порядке заверяется электронной подписью.
При сдаче отчетности следует принимать во внимание праздничные и выходные дни, которые предусматриваются отечественным законодательством. Если последний день сдачи припадает на такой праздник и выходной, то последней датой сдачи является следующий трудовой день .
В 2018 году последним днем для предъявления формы в бумажном варианте было:
- 15.02.2018;
- 15.05.2018;
- 15.08.2018;
- 15.11.2018.
Передача электронного варианта отчетности следовало осуществить до:
- 20.02.2018;
- 20.05.2018;
- 22.08.2018;
- 21.11.2018.
В 2019 году крайние даты сдачи отчетности по форме СЗВ-М:
- за декабрь 2018 г. 15 января 2019 г.;
- январь — 15 февраля 2019 г.;
- февраль — 15 марта 2019 г.;
- март — 15 апреля 2019 г.;
- апрель — 15 мая 2019 г.;
- май — 17 июня 2019 г.;
- июнь — 15 июля 2019 г.;
- июль — 15 августа 2019 г.;
- август — 16 сентября 2019 г.;
- сентябрь — 15 октября 2019 г.;
- октябрь — 15 ноября 2019 г.;
- ноябрь — 16 декабря 2019 г.;
- за декабрь 2019 — 15 января 2020 г.
Информацию о страховом стаже застрахованных лиц представляют работодатели единожды в год, по итогам отчетного периода (года). Отчетность передается в ПФР не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
При снятии с регистрационного учета информацию о страховом стаже застрахованных лиц организация должна представить в ПФР не позже дня представления документов для госрегистрации в ЕГРИП/ЕГРЮЛ.
ВНИМАНИЕ! Если количество работников 25 человек и более — отчетность надо представлять в электронном формате с усиленной квалифицированной электронной подписью.
ВАЖНО! На сайте ПФР в свободном доступе размещены программы для подготовки и проверки отчетности, существенно облегчающие процесс подготовки и сдачи отчетности.
Штрафные санкции
Ст. 19 и 20 Закона № 212 от 24 июля 2009 года гласят о том, что со счетов плательщиков могут взыскать денежные средства в случае полной или частичной неуплаты в указанный законодательством период.
Внимание! Финансы должны сниматься со счета в отечественной валюте. Однако в тех случаях, когда на рублевом счету недостаточно средств, разрешается снимать деньги с валютных счетов. При этом взыскивается сумма, которая эквивалентна размеру долга в рублях.
Если сведения о наемном лице будут переданы после 10 числа или же такие данные будут неправдивыми или неполными, то на работодателя ожидают штрафные санкции. Величина штрафа составляет 500 рублей за каждого наемного человека.
Штраф выписывается страхователю в следующих случаях:
- данные о работниках предоставлены с опозданием;
- отчеты в территориальный орган ПФ передан не в установленные законодательством сроки;
- в предоставленных сведениях была обнаружена опечатка или ошибка;
- о наемных сотрудниках работодатель предоставил неполные сведения;
- предоставленная информация является недостоверной.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
В 2018 году правительство планирует обсудить преобразование Пенсионного фонда в публично-правовую компанию - с возможностью инвестировать свободные деньги и копить резервы. К управлению фондом привлекут работодателей и профсоюзы
Председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов (Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости)
В правительстве обсуждают возможность преобразования Пенсионного фонда России (ПФР) в публично-правовую компанию, сообщили РБК три человека, знакомых с ходом обсуждения. На первом этапе предлагается создать орган управления ПФР на трехсторонней основе — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей.
Новый правовой статус позволил бы ПФР стать более независимым от бюджета, дал бы возможность наращивать резервы и размещать их в активах компаний для получения дополнительной прибыли, поясняют эксперты, опрошенные РБК. Правительство начнет обсуждение законопроекта, уточняющего правовой статус ПФР, осенью 2018 года (это, как и налоговый маневр и система , уже будут вопросы для следующего правительства). Против большей самостоятельности Пенсионного фонда выступает финансово-экономический блок, пояснил РБК источник в аппарате правительства.
Что такое публично-правовая компания?
Возможность предоставления Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании (которых в России пока практически нет) начала обсуждаться министерствами совместно с социальными партнерами примерно год назад, говорит источник, знакомый с ходом обсуждения.
Закон «О публично-правовых компаниях» (ППК), подписанный президентом в июле 2016 года, определяет единые правила создания и деятельности госкорпораций и госкомпаний. «Госкорпорации стали размножаться, и под каждую из них был написан отдельный федеральный закон. Появилась потребность в том, чтобы подвести под них единообразную базу. Условно говоря, чтобы каждая госкорпорация функционировала на едином фундаменте с другой госкорпорацией», — пояснил РБК партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.
В публично-правовые компании должны были быть реорганизованы все госкорпорации и госкомпании, за исключением Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, «Ростеха», «Росатома» и «Роскосмоса», говорит руководитель направления «коммерческие споры» юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. Как следует из закона, публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. «ППК могут выполнять более широкой спектр задач, нежели госкорпорации или госкомпании, которым присуще часто ненадлежащее правовое регулирование деятельности», — добавляет адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко.
ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета/вклада, создавать коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.
Согласно порталу проверки контрагентов egrul.nalog.ru, сейчас существует только одна публично-правовая компания — «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». По мнению Литвиненко, публично-правовая компания является скорее декларативной, нежели реально используемой и работающей на практике правовой формой.
Преобразование ПФР
«Год назад примерно было принято решение о проработке вопроса о возможности регулирования статуса ПФР, основываясь на нормах федерального закона о публично-правовых компаниях; финальной версии [законопроекта] до сих пор нет. Обсуждения продолжаются между Минтрудом, Минфином, Минэкономразвития, профсоюзами и организациями работодателей», — сообщил собеседник РБК, знакомый с ходом обсуждения.
Идея статуса ППК для Пенсионного фонда обсуждается «как один из вариантов», подтверждает председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, но в первую очередь, по его словам, важно ввести управление фондом на трехсторонней основе — с участием государства, представителей организаций профсоюзов и работодателей.
«Нельзя однозначно сказать, плохо это (преобразование ПФР в публично-правовую компанию. — РБК ) или хорошо, там есть плюсы и минусы, но в любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя, а дальше форму выбирать — публично-правовую компанию или в виде акционерного общества, об этом, собственно, сейчас идет разговор. Есть сторонники одного варианта, есть сторонники второго варианта. Решения еще нет», — сказал РБК Шмаков. Он подчеркнул, что участвующие в обсуждении стороны не могут договориться и выстроить такую конструкцию, которая бы всех удовлетворяла и была работоспособной.
Обсуждение преобразования ПФР в публично-правовую компанию продолжается, сказал РБК президент РСПП Александр Шохин. Он согласен со Шмаковым: на первом этапе управление ПФР можно перевести на трехстороннюю основу.
Законопроект о трехстороннем управлении был подготовлен Пенсионным фондом, но не смог выйти за пределы межведомственного согласования, сообщил РБК председатель ПФР Антон Дроздов. «Была идея сформировать орган управления фондом над исполнительным органом в виде системы на основе трех сторон: представители работников, работодателей и государства. Такой законопроект мы несколько лет назад подготовили, но потом появились разные предложения (как раз вот этих сторон) о том, чтобы фонд имел большую самостоятельность и большую автономность от бюджета в части страховых взносов. И здесь стали возникать сложности, поскольку появились вопросы права собственности на эти взносы и так далее. Нам пока не удалось договориться в том числе с этими сторонами о всех нюансах этого разделения, поэтому дискуссия продолжится в следующем году», — сказал Дроздов.
«Основной вопрос — насколько будет жизнеспособна такая (трехсторонняя) система», — отмечает заведующая лабораторией исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы РАНХиГС Елена Гришина. «Основная особенность нашей страны — в том, что в отличие от других стран у нас достаточно слабые профсоюзы, поэтому вопрос в том, насколько профсоюзы смогут отстаивать права работников», — говорит эксперт.
С другой стороны, влияние работодателей может заключаться в том, что они, например, могут говорить о снижении нагрузки на бизнес, снижении взносов, а работники, напротив, должны быть заинтересованы в том, чтобы их пенсионный капитал был больше, добавляет Гришина.
Фото: Александр Колбасов / ТАСС
Пенсионный фонд без единого статуса
Положение о Пенсионном фонде утверждено постановлением Верховного совета РСФСР в декабре 1991 года. В нем фонд был определен самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор и аккумуляция страховых взносов, контроль над поступлением и расходованием средств).
В 2001 году Конституционный суд указал, что ПФР выполняет, по сути, функции страховщика, то есть управляет средствами обязательного пенсионного страхования (ОПС) и обеспечивает назначение и выплату пенсий — следовательно, наделен публично-властными полномочиями. Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в декабре 2001 года установил, что ПФР является страховщиком по ОПС, и определил его организационно-правовую форму как госучреждение. Позднее, в 2009 году, закон о страховых взносах во внебюджетные фонды наделил Пенсионный фонд функциями по контролю и надзору за уплатой социальных взносов. Впоследствии было принято 18 регламентов по предоставлению ПФР госуслуг.
Таким образом, у Пенсионного фонда нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство в марте 2014 года, следует из плана-графика реализации стратегии развития пенсионной системы. В декабре 2017 года правительство отложило обсуждение правого статуса Пенсионного фонда до октября 2018 года. В Минтруде РБК объяснили перенос сроков «существующими разногласиями по самим подходам к решению этого вопроса».
Договориться пока не удалось
Обсуждение законопроекта о статусе Пенсионного фонда отложено на 2018 год в связи с разногласиями в правительстве, финансово-экономический блок выступает против большей независимости ПФР, сказал РБК источник в аппарате правительства.
Предоставление Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании позволит ему начать формировать и накапливать резервы, полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. «Пенсионный фонд приобретает большие возможности действовать независимо от государства. Все равно государство извлечь из этого процесса невозможно, но в данном случае фонд становится более независимым, имеет право размещать свои резервы, наращивать их. Везде в мире одним из источников преодоления демографических волн, экономических кризисов является формирование резервов и размещение их в активах компаний, в том числе зарубежных, чтобы получать дополнительную прибыль», — считает Сафонов.
Сейчас Пенсионный фонд не накапливает резервы, отметил замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. «Резервов у Пенсионного фонда сейчас нет, есть переходящие остатки. Все, что собирает ПФР, все и выплачивает», — указал Горлин.
Против предоставления ПФР статуса публично-правовой компании выступает Минфин, утверждает Сафонов. «Придание Пенсионному фонду такого юридического статуса означает, что нельзя будет перебрасывать, тратить средства фонда на нецелевые задачи, нельзя будет изымать резервы, что не очень нравится Минфину», — замечает эксперт. По его словам, Минфин пытается рассматривать средства, находящиеся в ПФР, как «средства единого бюджета, что позволяет ему более гибко тратить имеющиеся ресурсы, закрывать какие-то дыры».
Пресс-службы Минфина и Минэкономразвития переадресовали запрос РБК в Минтруд. В Минтруде сообщили, что говорить о какой-то конкретной организационно-правовой форме для Пенсионного фонда пока рано. В аппарате вице-премьера Ольги Голодец на момент публикации не ответили.